понедельник, 11 мая 2015 г.

Преодолеть себя. Тренинг управления от Елены ЗАЙЦЕВОЙ.


Как говорил Иосиф Виссарионович - дальше едешь, тише будешь! 

Но это не про Елену ЗАЙЦЕВУ. У неё, чем дальше от Владивостока, тем громче получается. 

Елена Александровна теперь может смело писать в своём резюме - имею опыт проведения тренинга управления с организаторами психологической работы - начальниками групп психологической работы соединений округов и флотов! 

Но, обо всём, по порядку.


В конце апреля меня остановила в центре Владивостока на закатанной асфальтом просеке, которую прорубили моряки фрегата "Светлана" в далёком тысяча восемьсот затёртом году, а ныне улице Светланской, известный флотский психолог с вопросом, почему я давно ничего не писал на блоге про Елену ЗАЙЦЕВУ и как у неё дела!? 


Сей вопрос меня даже немного удивил. 

Оказывается, не я один интересуюсь профессиональным ростом Елены Александровны.

Пользуясь майскими выходными выполняю просьбу!


28 апреля в Москве в кузнице военных кадров - Военном университете Минобороны России на кафедре психологии состоялся междисциплинарный экзамен. 

Экзамен сдавали армейские и флотские психологи - гражданские специалисты, которые прошли повышение квалификации по военной психологии.


От Тихоокеанского флота курс повышения квалификации прошла ведущий психолог центра психологической работы ТОФ, а ныне психолог центра материально-технического обеспечения (МТО) ТОФ Елена Александровна ЗАЙЦЕВА. 

На фото с борта БПК "Адмирал Пантелеев" (ТОФ) - средний морской танкер (СМТ) "Печенга" в штормовых условиях Тихого океана в районе острова Тайвань.  


Вы не поверите, да я и сам не верю, но факт. 

Зона ответственности психологов центра МТО ТОФ за психическое здоровье экипажей кораблей и судов вспомогательного флота, многочисленных подразделений центра, простирается от острова Врангеля на севере, до Австралии на юге, от Панамского канала на востоке, до Баб-Эль-Мандебского пролива - пролива Слёз (ворота в Красное море) на западе, где бывал и я!


Почти два года Елена Александровна терпеливо ждала своей очереди на повышение квалификации в Военном университете Минобороны РФ. 

Но, ещё Еклисиаст говорил, что всему своё время. 

Время разбрасывать камни и время собирать камни, время любить и время ненавидеть ...

Вот, видимо, и пришло то время, когда Елена ЗАЙЦЕВА должна была появится на учёбе в Москве.


Нужно сказать, что Елена Александровна будучи в должности войскового (флотского) психолога не теряла времени даром и приобрела бесценный опыт работы с различными категориями военнослужащих. 

Это и офицеры, и военнослужащие по контракту, подводники и морские пехотинцы, сапёры.    


Тренинг с сапёрами морского инженерного батальона до сих пор вспоминают, благо его снимали на камеры сразу два телеканала. 

И я думаю надо его повторить уже с новым составом подразделения. 

В активе Елены Александровны работа с корабельными специалистами, молодыми офицерами и командирами воинских частей.


Ходатайство на повышение квалификации флотских психологов в Военном университете МО РФ, направленное по инстанциям ещё в ИЮЛЕ 2014 года, наконец, реализовалось в поездку Елены ЗАЙЦЕВОЙ в столицу. 

Отличную компанию на борту Airbus-330 во время 9 часового перелёта над бескрайней Сибирью ей составили армейские психологи Ажелика АЛМАЗОВА, Этери ОМАНАДЗЕ и Яна СЕМЁНОВА. 


Первый визит в Москве, конечно, на Красную площадь, к храму Василия Блаженного, на Васильевский спуск. 


А потом, учебный процесс захватил, тем более, что в Военном университете МО РФ сильный преподавательский состав.


Над повышением квалификации с армейскими и флотскими специалистами работали доктор психологических наук Александр КАРАЯНИ, кандидаты психологических Александр МЫМРИН и Елена МИТАСОВА. 

Член правления Российской психоаналитической ассоциации и Русского психоаналитического общества, кандидат психологических наук  доцент КРУК Владимир Михайлович и другие психологи.


А начиналась учёба в Военном университете МО РФ с тренинга. 

Фото тренинга: Психологи повышают квалификацию в Военном университете


Кстати,  Елена Александровна приехала на учёбу в Военный университет МО РФ в Москву не с пустыми руками. 

Нет, она не захватила с собой канистру "Капитанского рома" от ОАО "Уссурийский бальзам", ведро камчатской красной икры и балык нерки, а привезла диск с фото-видеоотчётом о проделанной работе психологами центра МТО ТОФ. 


Психологи центра МТО флота в минувшем 2014 году отлично сработали. 

Как говорится, "ударили автопробегом по бездорожью и разгильдяйству". 

В центре МТО флота существует практика фото-видеоотчётов работы психолога в занимаемой должности. 

На фото психолог Ц(МТО) ТОФ Оксана БАБЧЕНКО проводит тренинг. 


Опять же фото- видеоотчёт хорошее подспорье аттестационной комиссии, которая будет оценивать уровень профессиональной подготовки войсковых (флотских) психологов, возможно, уже осенью этого года. 

Говорят, Положение по аттестации военных психологов сейчас находится в стадии разработки и согласования. 


Предлагаю вашему вниманию фотозарисовки с тренинга управления, который провела психолог центра материально-технического обеспечения (МТО) Тихоокеанского флота Елена ЗАЙЦЕВА. 


Тренинг проводился в апреле с.г. в группе повышения квалификации начальников групп психологической работы Военного университета МО РФ.


Тренинг проходил под общим руководством доктора психологических наук профессора Военного университета Минобороны России Александра КАРАЯНИ. 


В тренинге приняли участие начальники групп психологической работы округов и флотов - начальники психологических служб, начальники групп и психологи центров психологической работы округов и флотов.


Извиняюсь за качество фотоснимков. 

Фотограф был под впечатлением от увиденного и услышанного в ходе тренинга и снимки получились размытыми, хотя всё, что ни делается, всё к лучшему. 


Морская пехота, Северный и Балтийский флот в первых рядах и это радует!


Удивляет наличие столь большого количества организаторов психологической работы с флотов и это при том, что в составе данной группы повышения квалификации не было ни одного представителя Тихоокеанского флота!


Нужно  сказать, что данное мероприятие состоялось по инициативе доктора психологических наук Александра КАРАЯНИ, который лично предложил Елене ЗАЙЦЕВОЙ провести тренинг управления с начальниками групп психологической работы соединений округов и флотов. 


Со слов Елены Александровны, предложение начальника кафедры психологии Военного университета Александра Григорьевича КАРАЯНИ было неожиданным. 

Опыта тренинга управления с офицерами - организаторами психологической работы она не имела, зато был опыт тренинга с командирами воинских частей.


Тренинг Елены ЗАЙЦЕВОЙ "Управление и личная эффективность руководителя" стал украшением командирского сбора в конце ноября 2014 года и достиг поставленных целей.

"Молодые" командиры получили бесценный опыт управления от уже состоявшихся опытных руководителей. 

Тренинг способствовал сплочению и установлению эффективного взаимодействия между флотскими управленцами.


Подробней о тренинге - http://centrpsi.blogspot.ru/2014/12/blog-post.html

Флотский психолог Елена ЗАЙЦЕВА взяла новую высоту


Но вернёмся в аудиторию Военного университета Минобороны России. 

Нужно отдать должное Елене Александровне, ей пришлось работать с незнакомой аудиторией, адаптируясь по ходу тренинга и, по-моему, у неё это получилось. 



Опять же, если бы Елена Александровна поехала на учёбу в Военный университет Минобороны РФ в январе - феврале, шанс на проведение данного тренинга ей бы не представился. 

А так у ней появилась масса знакомых офицеров-психологов в округах и на флотах, межфлотское взаимодействие в вопросах психологической работы установлено.



В этой связи, мне вспомнилось, как финалист конкурса психологов Тихоокеанского флота "Тихоокеанская роза ветров - 2015" ведущий психолог Приморского объединения разнородных сил Наталья ХИНЕВИЧ регулярно консультировала по телефону психолога одной из частей Балтийского флота и это, я считаю, нормально. 


Конечно можно сидеть со своими знаниями, как собака на сене, и никому их не передавать, а можно щедро делиться ими, как это делает, к примеру, финалист IV Всеармейского конкурса психологов ВС РФ на Северном флоте Людмила ПЕТКО. 

Людмила Юрьевна прямо завалила меня материалами, интересными психологическими наработками, за что ей отдельное спасибо и которые пока нет сил обработать. 

Опять же всему своё время и я уверен, что мы ещё с ними ознакомимся на блоге, а психологи Южного военного округа на сборах в Ростове-на-Дону. 



А тренинг тем временем продолжался. Елену Александровну, если она вошла во вкус, "поймала волну", трудно остановить. 

В этой связи мне вспоминается другой флотский психолог - Ольга ЛЮКШИНА и её работа с подводниками  в учебном центре Подводных сил на IV Всеармейском конкурсе психологов на Северном флоте.  


Тогда Ольга Вареньевна, ой, Ольга Валерьевна вошла в такой раж, что первая ринулась в аварийный отсек подводной лодки закрывать пробоину грудью. 

Моряки-подводники еле успели её поймать в отсеке и остановить у пробоины в переборке, из которой уже во всю хлестала ледяная горько-солёная морская вода Баренцева моря.  

Потом, Ольга мокрая и довольная появилась из аварийного отсека ПЛ и заявила - РАЗДЕНЬТЕ МЕНЯ! 

По-моему, вся аварийная партия кинулась её раздевать! 

А подарок от военных моряков-тихоокеанцев морякам-североморцам вообще произвёл фурор!   


И это ещё не всё. 

Уровень адреналина у Ольги Валерьевны тогда так зашкаливал, что я еле удержал её от купания в бассейне с ледяной водой, где отдельные психологи, облачённые в гидрокомбинезоны, пытались забраться на спасательный плотик!

Пользуясь случаем, передаю через блог флотский привет Ольге ЛЮКШИНОЙ! 

Уверен, что несмотря на увольнение в марте по сокращению штата, Ольга Валерьевна рано или поздно вернётся в структуру флотских психологов! 




Недавно, всё на том же пятачке улицы Светланской во Владивостоке, видимо там мёдом намазано, встретил другого флотского психолога, с которым проработал не один год в соединении надводных кораблей Приморского объединения разнородных сил.  

Разговорились. 

Прошло уже более десятка лет, а впечатления остались самые позитивные, хотя тогда были далеко не лучшие годы. 

В те времена гражданский психолог на флоте был большой редкостью и тесты мы обсчитывали вручную.  



Хороший кадр. 

Военные психологи трёх родов войск и примкнувшая к ним Елена Александровна ЗАЙЦЕВА - гражданский специалист психологической работы Тихоокеанского флота.























Любой тренинг бессмысленен без обсуждения его итогов, без дебрифинга.


Дебрифинг — это обучающий процесс, помогающий участникам размышлять о пережитом опыте, обнаруживать новые интересные идеи, делать полезные для себя открытия и делиться друг с другом.


В литературе можно встретить перечни вопросов для упорядочивания анализа пережитого в хронологическом порядке. Так например Gaw (1979) составил перечень ключевых вопросов для каждой из приведенных ниже фаз обучения, полученного на основе пережитого опыта.


1. Фаза проживания опыта (например: “Что происходит?”).

2. Фаза разделения опыта (например: “Какие чувства у вас возникли при этом?”).

3. Фаза интерпретации (например: “Как вы объясняете это?”).


4. Фаза обобщения (например: “Чему вас это научило?”).

5. Фаза приложения (например: “Что бы вы хотели сделать с этим?”).

6. Процессуальная фаза (например: “Что в этом плохого/хорошего?”).


Lederman и Stewart (1986) применили другую рамку для структурирующих вопросов, которые используют в процессе анализа пережитого опыта.


1. Вопросы обоснованности (например: “О чем все это было?”).

2. Вопросы достоверности (”Почему это произошло?”).

3. Вопросы выгодности (например: “Чем вы за это заплатили?”).


При использовании процесса анализа пережитого опыта ролевой игры Morry van Ments
(1989), предложил три группы вопросов.


1. Установление фактов (например: “Как вы думаете, что произошло?”).

2. Анализ причин поведения (например: “Есть ли другая возможность?”).

3. Планирование действия (например: “Как вы могли бы применить эти стратегии в реальной жизни?”).


Шесть шагов дебрифинга разработанные Тиаги (1980).

1. Как вы себя чувствуете? 

Эти вопросы обращают внимание на чувства участников, помогают им эмоционально разрядиться и облегчают более объективный анализ пережитого опыта в последующих фазах.


2. Что произошло? 

Функция этих вопросов — сбор информации. 

Участники группы вспоминают и сообщают о своих решениях, действиях и пережитом опыте, отыскивая сходное, различное или повторяющееся в своем поведении.


3. Согласны ли вы? (чему научились).

Эти вопросы усиливают генерацию гипотез и сопоставление их с реально произошедшими событиями. 

Они побуждают участников поддерживать или отвергать гипотезы на основании пережитого ими опыта. 

Эти гипотезы сформулированы в форме вопросов, которые начинаются словами: “Согласны ли вы, что…” либо “Что вы думаете о том, что…”


4. Как это соотносится с реальной жизнью? (эффект уже виденного ранее). 

Эти вопросы помогают соотнести опыт, полученные в игре, с опытом реальной жизни. 

Они побуждают участников обсуждать аналогии того, что произошло в игре, и того, что происходит на рабочем месте. 

Они также подкрепляют применение в будущем того, что было открыто сейчас.


5. Что если..? 

Эти вопросы побуждают участников экстраполировать опыт, полученные в игре, на то, что бы произошло (как бы изменилось их поведение), если бы изменились условия и правила игры. 

Они требуют от участников размышления о том, какое действие оказывает на их поведение изменение в контексте.


6. Что бы вы сделали по-другому? 

Эти вопросы направлены на формулировку и осознание альтернативных стратегий.


В дебрифинге важным принципом является соединение структурированности с гибкостью.

Используйте систематическую упорядоченность вопросов дебрифинга. 

Если это вам подходит, то запишите свою последовательность обсуждения через ключевые вопросы на доске. 

По материалам Н.Немичевой.


Тренинг подошёл к логическому завершению и был высоко оценён А.КАРАЯНИ.

Елена ЗАЙЦЕВА постоянно повышает свою квалификацию. 

В выходные она успевала ездить из Москвы в Санкт-Петербург, где дополнительно повышала квалификацию в ИМАТОНЕ. 

И это отдельная тема для публикации на блоге.




Продолжение следует.

Всем майского победного настроения! 

Берегите себя!

С уважением,
Алексей Пелевин



Вы нас не ждали ... Приморские психологи уже в Москве!

2 комментария:

  1. Елена Зайцева умница. Побольше таких психологов.

    ОтветитьУдалить
  2. Зайцева молодец!

    ОтветитьУдалить