суббота, 28 мая 2016 г.

Профессор Военного университета Елена Митасова на службе Отечеству.


Газета Центрального военного округа "Уральские военные вести" 28 мая 2016 года опубликовала интервью с профессором кафедры психологии Военного университета Минобороны России (ВУ МО РФ) 
кандидатом психологических наук Еленой Владимировной МИТАСОВОЙ. 

Давайте почитаем вместе.

GLONASS ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ


Профессор кафедры психологии Военного университета Елена МИТАСОВА не любит, когда журналисты перечисляют её многочисленные научные и преподавательские регалии. А вот про психологию готова говорить часами и с большим интересом. 


С энтузиазмом преподаёт и в школе военных психологов, которую организует для повышения квалификации своих сотрудников Психологическая служба Вооружённых Сил. 

И когда мы попросили её рассказать о своём взгляде на работу современного военного психолога, то согласилась сразу.

–Елена Владимировна, почему для вас так важно участвовать в работе школы военного психолога? 

– То же самое чувство, которое держит меня в Военном университете, – сопричастность. Мне важно быть частью чего-то большого и значимого для людей, чувствовать свой вклад в развитие огромного организма, каковым являются Вооружённые Силы страны. 

Возможно, истоки этого чувства в прошлом, когда мы все вместе строили наш общий дом.

Я гражданский человек, а здесь, в школе, чувствую, что «служу» моей Родине. 


– Вы рассказываете слушателям о мастерстве реабилитационного психолога. В чём заключаются основные задачи этого важного направления психологии? 

Мастерство психолога-реабилитолога – в умении стать родным для того человека, с которым он работает. 

Если военнослужащий получил тяжёлую травму, а тем более остался инвалидом, поделиться одолевающим его страхом перед будущим, навязчивыми, кошмарными воспоминаниями пережитого с близкими зачастую невозможно. 

В такой ситуации мастерство психолога проявляется в том, чтобы установить такие отношения, когда человек сможет ему поверить и поделиться своей душевной болью. Только тогда можно реально помочь. 

Виктор Франк говорил: «Нет никаких техник, нет никаких приёмов – есть просто встреча двух людей». 

Понимаете, встреча двух людей! 

Восстановить потерянные смыслы и социальные связи человека сможет только тот, кто сможет встретиться. 


– Как должна, с вашей точки зрения, быть организована психологическая помощь военнослужащим при выполнении ими специальных задач? 

– Если смотреть с формальной стороны, то должно быть специальное помещение, обеспечивающее конфиденциальность, психологический и физиологический комфорт (можно курить, пить чай), место, где встречаются психолог и военнослужащие. 

Это может быть и оборудованная в соответствии с такими требованиями палатка. 

Если говорить о личности самого психолога, то тут тоже много важных нюансов. 

Во-первых, реабилитацией может заниматься только зрелая личность. 

Например, когда я поступала учиться на психолога, у нас был возрастной ценз – моложе 30 лет не брали. 

То есть желательно, чтобы психолог имел жизненный багаж, опыт переживаний (и не только позитивных). 

Во-вторых, психолог, который занимается реабилитацией участников боевых действий, сам должен иметь ценностные установки относительно тех боевых ситуаций, в которых участвовали военнослужащие. 

Если я как психолог думаю: «Что он там забыл?» – я не смогу ему помочь. 

Психолог сам должен понимать справедливость, необходимость и правильность этих боевых действий.


В-третьих, у психолога должна быть внутренняя готовность к тому, что военнослужащий может отказаться от помощи

Воспринимать этот отказ нужно не как обиду, а через понимание того, что человек не готов сейчас общаться. 

Люди разные, большинство из них вообще не готовы рассказывать, что они пережили в боевой ситуации, как убивали других людей и что думают по этому поводу. 

Нужно завоевать доверие и сформировать запрос на получение психологической помощи

Это иногда очень сложно, поскольку речь идёт не только о просветительской работе психологических служб, но и внутренней работе участника боевых действий по изменению Я-образа. 

Если проще, то мужчине, сильному, мужественному – осознать себя человеком, который нуждается в помощи и поддержке. 

Случается, этого не происходит никогда. 

Я знаю участников боевых действий, которые годами мучаются от посттравматического синдрома, но так и не приходят на консультацию… 


– Удалось ли вам донести свои мысли до участников школы?

– У меня были сомнения, что практически важного можно дать за такой короткий промежуток времени – шесть часов, которые отводились каждому педагогу. 

Набор конкретных приёмов? 

Это правильно, но у меня не получается! 

Я могу, конечно, научить, как «ставить якорь», делать вот это и делать вот то, может быть, так и надо. 

Но мне кажется, что при работе с психологами важно расширять их взгляд на мир, по- этому столько времени я трачу, чтобы рассказать базовые пресуппозиции НЛП – они для меня философия жизни, философия нашей профессии. 

Я считаю, одна из важных задач психолога-реабилитолога не то, какую применить технику на релаксацию или на отреагирование, хотя это тоже важно. 

Задача – в поиске смысла боевой деятельности и смысла гибели товарищей. 

Вот это основное! 

Человек, нашедший смысл прошлой деятельности и смысл своей будущей жизни, будет легче восстанавливаться – он получает некую опору, зацепку, страховку от суицидальных действий. 

Вот об этом я старалась говорить с участниками школы и, надеюсь, мне это удалось. 

Наталья САВЕЛЬЕВА.

p.s. От лица психологов Тихоокеанского флота благодарю Елену Владимировну МИТАСОВУ за многолетний труд на благо Отечества и его Вооружённых Сил. 

Желаю крепкого флотского здоровья и новых профессиональных побед!


Учебно-методический сбор «Школа военных психологов — 2015».

Комментариев нет:

Отправить комментарий