воскресенье, 1 апреля 2012 г.

Юрий Зинченко о психологическом образовании в России

Если говорить по поводу подготовки специалистов-психологов в России и в мире, то мы уже перешли с 1 сентября этого года (прим. - 2011) на стандарты третьего поколения высшего профессионального образования.

Психологи благодаря, в том числе, и нашим силовым ведомствам, отстояли право сохранить моноподготовку, и остаться на траектории специалитета. То есть сейчас существует три специальности в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации, который позволяет получать пятилетнюю подготовку или пять с половиной лет в сфере психологии.

Первое - это клиническая психология.
Второе - психология служебной деятельности.
Это тоже пятилетняя подготовка специалиста.
И третье – это психолого-педагогическое направление, это педагогика и психология девиантного поведения.

Вот эти три специалитета позволили сохранить моноподготовку.Что это означает?
Мы помним, что у нас можно было получить бакалавра, потом перейти в магистратуру, сдав соответствующие экзамены и так далее.

Так вот, Болонский процесс вывел из этого контекста медиков, когда Всемирная организация здравоохранения сказала, что за четыре года невозможно подготовить хирурга.

Таким образом, медицинское образование первым было выведено из этой двухступенчатой системы и переведено в моноподготовку.

Второе направление, которое в 2009 году Еврокомиссия тоже вывела из двухступенчатой системы, была, собственно, психология.

Речь идет о том, что теперь чтобы в Европе получить степень магистра психологии или то, что мы называем специалистом, нужно не менее трех лет проучиться на психолога-бакалавра и не менее двух лет психолога-магистра.

Фактически сейчас Еврокомиссия восстановила пятилетнее традиционное образование по психологии, что у нас всегда и было. Поэтому наши образовательные стандарты в области психологии не отстают, а по ряду специальностей даже и превосходят Европейские.

Например, по клинической психологии у нас не просто пять лет, а пять с половиной лет – это новый стандарт, который мы приняли.

Источниками стандартов в нашей стране являются два университета – Московский и Санкт-Петербургский, где разрешено самостоятельно устанавливать стандарты, по которым будет идти образование.

И в Московском университете теперь специалист по клинической психологии, специалист по психологии служебной деятельности и специалист по педагогике и психологии девиантного поведения учится шесть лет.

То есть теперь к стандарту, который был раньше пятилетним, добавляется год практики за счет супервизии. Это то, что было необходимо для европейского стандарта, и фактически мы внутри университета получаем уже возможность выхода на стандарт практического психолога.

Речь идет о том, что в течение пяти лет человек получает базовое психологическое образование, затем в течение года попадает в некую такую психологическую ординатуру, интернатуру, как у врачей, только у психологов это называется супервизия.

И в течение года под руководством опытного психолога молодой специалист постигает элементы практической деятельности. Таким образом, к шести годам обучения на факультете психологии он уже имеет возможность перейти в практическую деятельность.

Это ответ на один из вопросов про то, что сложно сразу после обучения найти работу, потому что нет опыта практической деятельности, который требуют работодатели. Да, существует такая проблема при трудоустройстве, но теперь в новых стандартах она решена.

Именно поэтому я могу говорить, что наш стандарт подготовки психологов превосходит даже европейские стандарты. Что касается, собственно, той двухступенчатой модели, которая существует сейчас параллельно со специалитетом в психологии, считаю, что она ущербна.

Наш закон позволяет выучиться в течение четырех лет в любом вузе и получить диплом бакалавра, а потом прийти в магистратуру, например, по психологии, сдать туда экзамены и получить за три семестра статус магистра психологии.

То есть фактически за три семестра - за полтора года, я могу стать магистром по психологии. С этим мы никак не могли согласиться, этого бы совсем не поняли ни наши европейские, ни американские, ни прочие коллеги, да и мы сами не понимаем, как это можно.

Но, тем не менее, в соответствии с действующим законом о высшем послевузовском образовании в России такая схема возможна. Если такой непонятный бакалавр придет в МГУ или Санкт-Петербургский университет, то, скорее всего, он просто не сдаст экзамены.

Но мы же знаем, что у нас в стране существует 400 факультетов психологии различного уровня качества преподавания. Поэтому можно прийти в коммерческий вуз и там по экономическим соображениям сдать эти вступительные экзамены в магистратуру, и дальше получить диплом магистра.

Поэтому хочу подчеркнуть, что сегодня у нас существует два сценария получения психологического образования. Один - настоящий, который называется моноподготовка, где специалист все пять или шесть лет получает образование психолога с соответствующей практикой. И другой, который будет суррогатным, но закон позволяет, к сожалению, это делать.

А теперь вопрос относительно работы психолога на собеседованиях, по результатам которого человеку отказано в трудоустройстве. Если это был немотивированный отказ, человеку не объяснили в чем дело, наверное, с точки зрения психолога это не очень корректно.

Какое-то резюме удобное в этой ситуации нужно, конечно, дать, и в корректной форме, в приемлемой для респондента. Поэтому, может быть, здесь вопрос касается не того был ли компетентен психолог, а какие задачи перед ним стояли.

Ни для кого не секрет, что психолог иногда используется, к сожалению, как разменная монета, когда с его помощью решают какие-то кадровые вопросы - не для того, чтобы он разобрался в истинных причинах, а для того, чтобы его руками кого-то уволить или не взять на работу. И это уже чуть-чуть другая ситуация.

Юрий ЗИНЧЕНКО, президент общероссийской общественной организации "Российское психологическое общество", декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Пресс-конференция в «РИА Новости» 16.11.2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий