четверг, 21 января 2016 г.

Стартовал проект Министерства обороны РФ "Социальные среды"

В конце прошлого года, как уже сообщала «Красная звезда», на базе Военного университета стартовал уникальный проект – «Социальные среды». Это цикл семинаров, лекций, мастер-классов и круглых столов, организуемых Министерством обороны России с целью изучения опыта и современных технологий работы с обществом. 

Проект реализует установки министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу на укрепление взаимодействия Российской армии и гражданского общества, повышение престижа и качества военного образования. 

В проекте задействованы лучшие эксперты страны, известные политики и общественные деятели России, профессорско-преподавательский состав военных вузов. О том, как воплощается в жизнь данный проект, «Красной звезде» рассказал куратор этого проекта, советник министра обороны России Андрей Ильницкий.

Советник министра обороны России
Андрей ИЛЬНИЦКИЙ:

«Это лидерство армии как социального института должно подтверждаться и профессиональным исполнением воинского долга, и теми ценностями, той идеологией, которая присуща военнослужащим и в основе которой – идея служения Отечеству».

– Андрей Михайлович, каковы цели курса «Социальные среды»? Как возникла идея его проведения?

– Идея курса «Социальные среды» возникла на круглом столе «Армия и общество», который вёл первый заместитель министра обороны Руслан Хаджисмелович ЦАЛИКОВ. На этой площадке, проводившейся в рамках Форума «Армия-2015», министр обороны ПОСТАВИЛ ЗАДАЧУ укрепления взаимодействия армии и общества на основе современных технологий социальных коммуникаций. 

Акцентировал внимание на необходимости повышения качества и престижа военного образования, которое может и должно задавать тренды для всей образовательной отрасли страны. Ведь армия сегодня – не только опорный институт государства, но и неотъемлемый и всё более влиятельный элемент общества.

Это лидерство армии как социального института должно подтверждаться и профессиональным исполнением воинского долга, и теми ценностями, той идеологией, которая присуща военнослужащим и в основе которой идея служения Отечеству. Кстати, так всегда было в России, это в наших традициях. Эта идеология очень востребована в сегодняшней России, которую очень упорно пытались перенаправить на иные, заимствованные из-за океана ценности.

Установки министра обороны были поддержаны участниками круглого стола – известными политиками, экспертами, медиа-персонами, членами Общественного совета Министерства обороны, ветеранами Вооружённых Сил. В итоге, напомню, круглый стол «Армия и общество» стал лучшим мероприятием научной программы Форума «Армия-2015». Мы продолжим эту практику.

В развитие этого формата был задуман, разработан и предложен к реализации на базе Военного университета курс «Социальные среды». Курс направлен на обучение военнослужащих навыкам не только эффективной работы с личным составом, но и взаимодействия с обществом. Из этой задачи, сформулированной главой нашего ведомства, и сложился проект.

Было предложено для начала реализовать курс в Военном университете. Почему там? Аудитория Военного университета наиболее оптимальна для отработки новых обучающих технологий. В нём сконцентрирована гуманитарная составляющая высших военных учебных заведений. 

Там обретают знания военные психологи и журналисты, переводчики и юристы, страноведы, финансисты и социологи. Первые лекции и мастер-классы подтвердили наши предположения – аудитория Военного университета весьма активна и высокоинтеллектуальна. Это стало понятно во время вопросов, адресованных нашим гостям.


– Проект будет реализовываться только в рамках военного ведомства? Нет ли желания провести «Социальные среды» в других учебных заведениях Министерство обороны или в гражданских вузах?

– Вначале отмечу, что предложенный курс обладает всеми признаками уникальности. Ответственно утверждаю – навыкам и технологиям работы с обществом не учат нигде. Таких специалистов не готовят. Попросту нет преподавателей и специалистов. Пресловутые GR/PR-менеджеры – это совсем не то. Потому КРАЙНЕ ВАЖЕН УНИКАЛЬНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛЮДЕЙ, СТАВШИХ УСПЕШНЫМИ В МЕДИЙНОМ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ И ЭКСПЕРТНОМ ПОЛЕ. Потому основа курса – это мастер-классы таких личностей и специалистов.

Теперь о других вузах... Прежде всего мы должны заботиться о качественной подготовке тех, кто оканчивает военно-учебные заведения. Поэтому в приоритете именно они. Есть запрос на подобный формат от Военной академии Генерального штаба, от других вузов. Ну что ж, отработаем и отточим курс на базе Военного университета, будем постепенно расширять охват. С радостью, при их желании, поделимся опытом и с гражданскими вузами. 

Инновационные технологии дистанционного преподавания, ВЕБИНАРЫ и видеоконференции – тоже в наших планах. Уникальные технологии Национального центра управления обороной РФ необходимо реализовывать и в образовательном секторе.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АТАКИ и «гибридные войны» – это, увы, сегодняшний день. Такие войны уже идут! Эти угрозы и вызовы отражены в новой редакции военной доктрины. Потому с точки зрения требований нынешнего дня ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ ОБЯЗАН уметь грамотно, эффективно работать в информационной повестке, причём работать в группе и самостоятельно, ИМЕЯ СВОЁ МНЕНИЕ, СВОЮ ПОЗИЦИЮ, основанные на определённом наборе ценностей и знаний.

Эти интеллектуальные навыки и ценностно-идеологическое оснащение военнослужащего нужно укреплять и ТРЕНИРОВАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, как спецназ ежедневно отрабатывает мастерство в условиях, предельно близких к боевым. Этому нужно учить офицеров.

Можно констатировать, что сейчас уходят в прошлое такие понятия, как периферия, отдалённый гарнизон и т.п. Сейчас расстояние измеряется не километрами. Его определяет возможность получения информации, коммуникации. Если есть у тебя под рукой Интернет, ты оперативно получаешь прессу, смотришь телевизор, с тобой работают по актуальной повестке командиры, где бы ты ни находился – ТЫ В ЦЕНТРЕ СОБЫТИЙ. 

И в Хабаровске, и в Красноярске, и на Камчатке, и в Москве, и в Калининграде – вся страна живёт примерно в одной повестке. Повестке, с которой надо активно работать, не только обслуживая, но и ФОРМИРУЯ ЕЁ.

Есть такая политологическая истина – «Если ты отвечаешь на чужой вопрос, ты уже проиграл». МЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ в информационно-ценностном поле ПЕРВЫМ НОМЕРОМ. Это установка руководства нашего министерства. 

Это важно знать и реализовывать на практике всем военнослужащим. К этому их надо готовить. И это нельзя не учитывать, выстраивая взаимоотношения как внутри армейского коллектива, так и с внешней средой. Соответствующие навыки в дефиците и крайне востребованы. Отсюда и курс «Социальные среды». Это шаг к лидерству в области образования.

– Вы сказали, что нужно вывести военное образование в лидеры. А как вам видится в целом роль армии в современном российском обществе?

– Это не я сказал – это установка министра! Основная функция армии, разумеется, – обеспечение безопасности государства. Но армия всё больше становится опорным институтом государства и общества. 

Что имеется в виду? Даже если просто количественно охватить ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ – военнослужащих, членов их семей, ветеранов Вооружённых Сил, а также людей, связанных с оборонной промышленностью, то это около 10-15 процентов населения России. Это немалая часть нашего народа. 

А если учесть значимость выполняемых ими задач, их интеллектуально-образовательный уровень, их нравственный потенциал, то можно без натяжек определить эту социальную среду как ядро нашего общества и опору России, выбравшей суверенный путь развития. Ведь в России так было всегда, за исключением первых тяжёлых постсоветских десятилетий.

Социология подтверждает: уровень поддержки Вооружённых Сил РФ достиг в 2015 году исторического максимума – 82 процента. Военнослужащие наряду с учителями и рабочими входят в тройку лидеров профессиональных групп, которым больше всего доверяют россияне. Это доверие нужно подтверждать и оправдывать.

– Открытость дискуссий, касающихся армии, – это дань моде или естественное движение в сторону повышения роли армии как важнейшего института сильного государства, главной общественной скрепы?


– Идея курса «Социальные среды» заключалась не только в том, чтобы дать курсантам и слушателям некий объём знаний и сведений, но и подкрепить их уникальным практическим опытом и авторитетом известных всей стране людей. Открыла курс лекция статс-секретаря – заместителя министра обороны РФ генерала армии Николая Александровича ПАНКОВА. Это было заглавное выступление, задавшее тон всему курсу «Социальные среды». Было много вопросов из зала, состоялся интересный разговор.

В следующие среды (кстати, в том числе и отсюда – название курса) в Военном университете дали мастер-классы Владимир Соловьёв, Захар Прилепин, Евгений Сатановский. Аудитория просто трепетно внимала Владимиру Соловьёву, яркому и искусному телеведущему, журналисту, пожалуй, сегодня фигуре номер один в российском медиапространстве, человеку, который работает с первыми лицами страны. Шквал вопросов и яркость впечатлений.


Очень живым, острым, аргументированным получилось выступление Захара ПРИЛЕПИНА – прозаика, публициста, музыканта, обладателя премий «Большая книга», «Национальный бестселлер», «СуперНацБест» и «Ясная Поляна». Напомню, кстати, что Захар служил в ОМОНе, прошёл «горячие точки». Многие слушатели читали его романы «Обитель», «Санькя», «Патологии», «Чёрная обезьяна»...

Импонировало слушателям то, что сегодня Прилепин с благотворительной миссией часто бывает в районе вооружённого противостояния на юго-востоке Украины. Информация из первых рук о том, что там происходит, была крайне интересной для слушателей.


В связи с тем, что фокус мировой политики сейчас сосредоточен на Ближнем Востоке, в Сирии в том числе, ярким событием стал мастер-класс президента независимого научного центра «Институт Ближнего Востока» Евгения САТАНОВСКОГО. Особенно интересным его выступление было, конечно же, для обучающихся в Военном университете арабистов – тут разговор с аудиторией поднимался на очень высокий экспертно-профессиональный уровень.

Подчеркну, «Социальные среды» – это не «Вечера встреч с интересными людьми», это учебный курс. С каждым экспертом мы работаем накануне отдельно, ставим задачу, чтобы они держали в фокусе именно то, что важно донести до курсантов и офицеров, – опыт социальных коммуникаций, повышающий профессиональный уровень военнослужащих. Поэтому так важна научно-методическая работа преподавателей Военного университета – те семинары, которые они проводят со слушателями в развитие и по итогам лекций и мастер-классов.

– Андрей Михайлович, более общий вопрос в заключение. Что, на ваш взгляд, следует предпринимать, чтобы армия стала ещё сильнее?

Первое, если не основное, это поддержка со стороны государства. Есть программа перевооружения армии до 2020 года. Она должна быть выполнена. Прав был Наполеон, сказавший, что «государство и народ, не желающие кормить свою армию, будут кормить чужую». 

Будем откровенны – желающих отрезать кусок от бюджета Министерства обороны великое множество. Эти настроения есть и у части правительственных чиновников, у того влиятельного лобби из девяностых и начала нулевых годов, что стоит за ними. Но благодаря прежде всего Верховному Главнокомандующему Вооружёнными Силами Владимиру Владимировичу Путину, а также министру обороны, командной работе руководства Министерства обороны это им не удаётся.

Крайне важно и то, что россияне даже в нынешних непростых экономических условиях, как показывают социологические опросы, готовы пожертвовать многим, но не допускают сокращения расходов на поддержание обороноспособности страны. Это и ответственность, и честь для нас.

Второе – требуется плотное взаимодействие и эффективная совместная работа Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса. Конечно, есть определённые, объективные зачастую, сложности. Но руководство ищет и находит выходы из непростых ситуаций. Армия выступает своего рода катализатором перенастройки всей экономики России.

Третье. Для того чтобы армия становилась сильнее, надо УКРЕПЛЯТЬ ДОВЕРИЕ У НАСЕЛЕНИЯ К ЛЮДЯМ В ПОГОНАХ. Не только к армии как к институту, но и к военному человеку как члену общества, как профессионалу и личности. Поэтому крайне актуальны открытость армии обществу, работа над формированием образа военнослужащего. 

Необходимо, чтобы в армию шли интеллектуалы. Ведь управлять той современной техникой, которая поступает в войска, плохо образованный человек просто не сможет. Армия для молодых людей должна стать «КРУТОЙ» и ПРЕСТИЖНОЙ, а прохождение службы – залогом успешной жизненной карьеры.

Приятно констатировать тот факт, что это уже во-многом имеет место. Налицо востребованность и уважение военнослужащих обществом. Хотя резервы работы в этом направлении значительны. Важно формировать образ военной службы как обретение навыков и жизненного опыта, как приобщение к современной и высокотехнологичной профессиональной деятельности. 

Армия России должна стать важнейшим социальным лифтом. Только зайдя в этот лифт, молодой человек получает возможность занимать руководящий государственный пост в будущем.

И, наконец, четвёртое. В жизни и реальной политике роль личности, РОЛЬ ЛИДЕРА ТРУДНО ПЕРЕОЦЕНИТЬ. Поэтому очень важно персональное доверие, которое оказывают российские люди, всё население нашей страны лично министру обороны. Почти 90 процентов опрошенных россиян оценивают работу Сергея Кужугетовича Шойгу положительно. Соответственно сформировавшийся образ министра обороны не может не сказываться на всём военном организме, на армии как социальном институте, доверие к которому с его приходом постоянно растёт.

Роман Бирюлин

Армия - важнейшая часть российского общества


Телеканал "Звезда"

Первый замглавы Минобороны РФ рассказал о планах Вооруженных сил в новом году

21 января 2016, 11:41
Первый замминистра обороны РФ Руслан Цаликов провел лекцию с лучшими курсантами, слушателями и преподавательским составом Военного университета Минобороны. ... Подробнее »

Комментариев нет:

Отправить комментарий