Страницы

суббота, 12 марта 2016 г.

Военный психолог Людмила ТАЩЕВА (ЗВО) применяет методику "Джунгли" при работе с личным составом, заступающим в караул.


НАРИСУЕМ КАРАУЛ? 


Как коллективное упражнение помогает сплотить коллектив.

К заступлению в караул готовился разведывательный дивизион, старшим назначен старший лейтенант Андрей Коротоножкин. 

Улыбающиеся лица, взрывы смеха – в такой обстановке проходил завершающий этап психологического тестирования подразделения.

– Каждое подразделение перед караулом проходит сначала индивидуальное тестирование, – поясняет офицер. 

– Его уже прошли все, и каждый военнослужащий допущен к несению караула. Сейчас анализируем уровень сплочения.

Психолог бригады Людмила ТАЩЕВА заготовила для этого упражнения листы бумаги и большую пачку ярких фломастеров. 

Требовалось отразить тему несения своих обязанностей в карауле. 

Каждый брал понравившийся по цвету фломастер и изображал предметы и собственные функции при выполнении боевой задачи.

Лист покрывался схематическими, но довольно точными изображениями вышек, легко узнавались ворота, комната отдыха… 

А затем уже по имеющемуся рисунку по очереди военнослужащие давали пояснения, как они видят свои действия.

Рядовые Михаил Бугуев и Айаз Чулунов нарисовали вышки и на них – себя. 

Первый выбрал зелёный цвет, второй – тёмно-розовый. 

Почему? 

Михаил считает, что зелёный цвет – цвет защиты объекта. 

А Айаз взял яркий фломастер, по- тому что любит ходить в караул. 

Сергей Пантелейкин нарисовал столовую – «все, кроме меня, про неё забыли»…

Кстати, такое задание военнослужащим досталось впервые. 

В арсенале психолога подобных неожиданностей много. 

Цель Людмилы ТАЩЕВОЙ – выявить какие-то проблемы, индивидуальные или внутриколлективные, если они есть.



Не стоит думать, что современный подход к серьёзному делу легковесен. 

Взять, к примеру, проективную социометрическую методику под названием «Джунгли»: на первый взгляд название соответствует игре. 

И правда, игра, когда военнослужащему предлагают примерить образ любого зверя, а заодно надеть маски на сослуживцев. 

Кого он видит рядом, дружелюбные лица или нет? 

Выводы о климате в подразделении сделать будет несложно.

Первоначальное тестирование на компьютере проходит каждый военнослужащий, заступающий в караул. 

Кстати, шаблонную программу можно и «обмануть», особенно если выполняется знакомое задание.

Опытный психолог на любом этапе тестирования внимательно следит за выражением лица и даже жестикуляцией каждого проходящего испытание, чтобы верно определить и степень психологической устойчивости, и совместимости в коллективе. 

Таким образом, вывод делает совсем не компьютер…

– Настроение у всех заступающих в караул приподнятое, хорошее – об этом говорят яркие цвета. И обязанности свои знают, – делает вывод Людмила ТАЩЕВА. 

– Все солдаты и младшие командиры к несению караульной службы готовы…

Евгения ДАНИЛОВА

На снимке: идёт подготовка караула. Фото автора.


http://www.redstar.ru/images/files/regions2016/1103/110316-na-s-r.pdf


ПРОЕКТИВНАЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «ДЖУНГЛИ».

Анонимная проективная социометрическая методика «Джунгли», разработанная психологами войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ применяется для изучения характера взаимоотношений между военнослужащими в воинских коллективах караулов.[1] 

Обеспечивает определение направленности лидеров и возможные причины наличия в коллективе отверженных военнослужащих («изгоев»).

Несмотря на свою информированность и видимую простоту применения, эта техника обладает всеми недостатками проективных методик, что приводит к применению только в комплексе с другими методами.

Методика основана на дополнении открытой социометрии анонимной проективной социометрической техникой, которая представлена в форме игры в ассоциации.

Военнослужащим предлагается представить, что их подразделение, выполняя учебную задачу по тактической подготовке, попало в лес, который оказался сказочным. 

Все товарищи по службе (включая офицеров) превратились в животных по особенностям своего характера, согласно предложенного списка:


большой и добрый сильный медведь;
жестокий агрессивный волк;
медленная тормозная черепаха;
нескромный болтливый попугай;

застенчивая серая мышь;
злобная крыса;
хитрая лиса;
робкий пугливый заяц;

жалящая из-под тишка (тихонько, тайком) змея;
мудрая сова;
благородный олень.


Военнослужащие, получившие наибольшее количество выборов по категории «волк» интерпретируются как возможные отрицательные лидеры, сочетание «волк» и «крыса» указывают на то, что военнослужащий является либо инициатором, либо прямым источником неуставных взаимоотношений.

«Олень» и «медведь» чаще всего являются лидерами положительной направленности, защитниками для объектов неуставных взаимоотношений.

«Сова» в подразделении чаще всего является экспертом в группе, к мнению которого прислушиваются большинство военнослужащих коллектива, обычно является «правой рукой» лидера.


«Заяц» и «черепаха» – объекты неуставных взаимоотношений. 

В категорию «лиса» попадают военнослужащие, стремящиеся найти наиболее легкие пути в службе, склонные к обману командиров и товарищей.

«Змея» –это «серый кардинал», осторожный и аморальный, который на глазах у командования - добросовестный и дисциплинированный солдат, а в отсутствие офицеров устанавливает свои негативные порядки в подразделении.

«Попугай» –демонстративный вид, который является либо эмоциональным положительным лидером, либо идеологическим помощником отрицательного лидера, осуществляя моральное давление на солдат поздних периодов службы.


«Застенчивая мышь» –тот, кого жалеют все, редко такой солдат является объектом неуставных взаимоотношений, чаще всего он становится своего рода «сыном полка» в коллективе.

Источник: [1] Психологическая работа в войсках радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ. – М., 2002., С. 59-60.

Маша и Медведь (Masha and The Bear) - С волками жить (5 Серия)



Комментариев нет:

Отправить комментарий