четверг, 21 июля 2016 г.

Аттестация психологов. Тестовое задание для аттестации по специальности “Клиническая психология (детская)”. Вариант 1

АТТЕСТАЦИЯ ПСИХОЛОГОВ. Теоретический экзамен. Тестовые задания для аттестации специалистов по специальности “Клиническая психология (детская)”.

Для успешного прохождения теста на 2 квалификационную категорию необходимо дать не менее 71% правильных ответов, на 1 квалификационную категорию – не менее 80%, на высшую – не менее 90%.


Перед прохождением аттестационного тестирования специалист проходит регистрацию и предъявляет подлинники следующих документов:

Паспорт.
Справка с места работы с указанием занимаемой должности.
Документ о повышении квалификации за последние пять лет.
Удостоверение о присвоении квалификационной категории.

Тестовый контроль признается пройденным при условии успешного выполнения не менее 70% общего объема тестовых заданий. Набравшие менее 70% общего объема тестовых заданий, допускаются к повторному тестированию не ранее, чем через 6 месяцев.

ВАРИАНТ 1.

1. Так называемый «круг Айзенка» построен на следующих осях:
А) ригидности – гибкости и пессимизма-оптимизма
Б) нейротизма-стабильности и экстраверсии-интроверсии
В) экстернальности-интернальности и нейротизма-психопатизации
Г) пассивности-активности и рассудочности-эмоциональности

2. Процесс формирования внутренних психических структур, обусловленный усвоением структур и символов внешней социальной деятельности, называется:
А) интероцепция
Б) интроверсия
В) интериоризация
Г) интерференция

3. Какая из перечисленных групп людей более склонна к избегающему поведению:
А) интроверты
Б) экстраверты
В) отличающиеся высоким уровнем тревожности
Г) ориентированные на достижение

4. Формированию истероидных черт характера способствует неправильное воспитание по типу:
А) гипоопеки
Б) «Золушки»
В) гиперопеки
Г) «кумир семьи»

5. Интервью, в ходе которого вопросы психолога определяются состоянием пациента и его предыдущими ответами, называется:
А)неструктурированное интервью
Б) клинический тест
В) ассоциативное интервью
Г) формальный опрос

6. Ускоренное половое созревание может наступить вследствие (укажите все правильные ответы):
А) опухоли мозга
Б) опухолей коры надпочечников и гонад
В) наследственности

7. Какое из приведенных определений НЕ относится к понятию «темперамент»:
А) динамическая характеристика психической деятельности индивида
Б) индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающее типичный для данной личности способ поведения
В) совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах
Г) совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение

8. Искаженное восприятие реально существующего объекта с адекватным этому восприятию эмоциональным сопровождением называется:
А) эйдетизм
Б) галлюцинации
В) иллюзии
Г) следовые образы

9. Подросток при средовой психической дезадаптации стремится к адаптации в:
А) неформальной группе сверстников
Б) формальной группе сверстников
В) обществе взрослых

10. К негативным симптомам относятся:
А) повышенная, патологически измененная активность мозговых систем
Б) стойкое или временное выпадение психических функций
В) регресс к ранним формам реагирования

11. Самостоятельность как качество ума (интеллекта) – это:
А) степень свободы мыслительной деятельности от сковывающего влияния прошлого опыта, способность действовать в соответствии с меняющимися условиями
Б) степень существенности признаков, которые человек может выделить, способность проникать в сущность явления
В) способность ставить новые задачи, отыскивать новые пути решения, учитывать ошибки
Г) способность использовать для решения проблемы знания из разных областей
Д) способность быстро разобраться в сложной ситуации, обдумать ее и принять правильное решение

12. Чему равен IQ (коэффициент интеллекта) десятилетнего ребенка, если его умственный возраст равен десяти годам:
А) 120
Б) 100
В) 115
Г) 130

13. Функция эмоций, заключающаяся в моментальной интеграции всех функций, энергетических ресурсов, называется:
А) регулятивная
Б) мотивационная
В) оценочная
Г) мобилизационная

14. Наглядно-действенное мышление – это:
А) мышление, характеризующееся использованием понятий, логических конструкций, функционирующих на базе языковых средств
Б) мышление, при котором решение задачи осуществляется благодаря реальному преобразованию ситуации с помощью наблюдаемого двигательного акта
В) мышление, характеризующееся опорой на образы

15. Опосредованное прошлым опытом речевое мышление человека называется:
А) вербальное мышление
Б) дискурсивное мышление
В) практическое мышление
Г) рефлексивное мышление

16. Дооперациональное мышление – стадия развития интеллекта ребенка:
А) от 2 до 7 лет
Б) от 3 до 6 лет
В) от 2 до 5 лет

17. Автором теории формирования умственных действий является:
А) А. Н. Леонтьев
Б) П.Я. Гальперин
В) Л.С. Выготский
Г) Д.Б. Эльконин

18. Одаренность – это:
А) способность к преобразованию знаний
Б) способность к приобретению знаний
В) качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности
Г) способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром

19. Способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, называется:
А) воля
Б) мотивация
В) психическая активность

20. Рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также реальном) предмета, явления, называется:
А) абстракция
Б) анализ
В) синтез
Г) ассоциация

21. Склонность детей оценивать неживые объекты как живые называется:
А) антропоморфизм
Б) анимизм
В) аниматизм

22. Стержневое проявление социальных фобий – это:
А) нахождение в местах большого скопления людей
Б) проявления стыда и замешательства на людях
В) принятия ответственности за других

23. Термин «деменция» обозначает:
А) глубокие степени олигофрении у взрослых
Б) приобретенное слабоумие
В) слабоумие у лиц старческого возраста
Г) слабоумие после перенесенных психических заболеваний

24. Креативность – это:
А) способность к преобразованию знаний
Б) способность к приобретению знаний
В) качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности
Г) способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром

25. Под негативными симптомами в психопатологии понимаются:
А) симптомы, снижающие степень социальной адаптации
Б) проявления стойкого или временного выпадения психических функций
В) нозологически неспецифические симптомы
Г) симптомы, разворачивающиеся с участием негативных эмоций

26. В тестовых шкалах подверженности стрессу за наиболее стрессовое событие считается:
А) рабочий конфликт
Б) потеря работы
В) смерть мужа/жены
Г) вступление в брак

27. Реакции гиперкомпенсации в отличие от реакций компенсации:
А) развиваются в зоне переживаемой личностью несостоятельности
Б) обеспечивают компенсацию в обход недостаточности
В) характеризуются избыточностью компенсаторного поведения
Г) обычно имеют патологическую мотивацию

28. Скачка идей – это нарушение процесса мышления в структуре:
А) депрессии
Б) мании
В) эйфории

29. Способности – это:
А) индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности
Б) способность к приобретению знаний
В) способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром

30. Под делинквентным поведением понимают:
А) транзиторные поведенческие реакции агрессивного типа
Б) мелкие правонарушения и проступки, не достигающие уровня уголовно наказуемых преступлений
В) уголовно наказуемые действия несовершеннолетних

31. Согласно Б.В.Зейгарник, понятие работоспособности НЕ включает в себя:
А) целенаправленность и устойчивость усилий
Б) способность к регуляции поведения
В) высокую оперативную память
Г) отношение к окружающим и себе

32. Выделение патопсихологии как психологической дисциплины произошло:
А) в середине 19 века
Б) в 30-40-х годах 20 века
В) в начале 20 века

33. Каким из терминов обозначается принятая в данный исторический период система основных научных позиций, определяющая исследовательскую практику:
А) подход
Б) теория
В) парадигма
Г) мировоззрение

34. При необходимости получения от пациента информации о частоте возникновения у него того или иного вида поведения обычно используется:
А) наблюдение за поведением
Б) объективные сведения
В) самоотчет пациента

35. При помощи ТАТ исследуется:
А) мотивация достижений
Б) интеллектуальные способности
В) неврологические проблемы
Г) когнитивный дефицит

36. Способность к образованию и генерализации понятий называется:
А) рационализация
Б) интеллектуализация
В) синкретическое мышление
Г) абстрактное мышление

37. Не существовавшие ранее слова, придуманные пациентом, называются:
А) эхолалии
Б) шизофазия
В) неологизмы
Г) вербигерация

38. Целью использования психологического тестирования в клинической работе является:
А) выбор типа лекарственного препарата и его дозировки
Б) диагностические цели
В) выбор вида психотерапевтического воздействия

39. По какой шкале MMPI испытуемый, склонный к волнению по различным поводам, даст высокие показатели:
А) психастении
Б) шизофрении
В) гипомании
Г) паранойи

40. Количественные техники, основанные на объективной регистрации действий испытуемого, называются:
А) психологические тесты
Б) поведенческие оценки
В) стандартное интервью
Г) свободное интервью
Д) перекрестное интервью

41. Сопоставить вербальные и невербальные способности позволяет:
А) тест Роршаха
Б) тест Векслера
В) тест Кеттела
Г) тест Бендер

42. Какой тип вопросов НЕ входит в диагностическое интервью:
А) прямые
Б) суггестивные
В) косвенные
Г) конфронтационные

43. Локус контроля – это:
А) сфера поведения и переживаний, которую субъект стремится контролировать у других
Б) характеристика положения неформального лидера в формальной группе
В) сфера поведения и переживаний, которую субъект стремится контролировать у себя
Г) склонность атрибутировать ответственность за результаты деятельности себе или внешнему миру

44. Исследовать память методом пиктограмм предложил:
А) С.Я.Рубинштейн
Б) А.Р.Лурия
В) Т.Рибо
Г) Б.В.Зейгарник

45. Близнецовый метод был предложен:
А) Дж. Уотсоном
Б) Ф. Гальтоном
В) Б. Скиннером
Г) Дж. Келли

46. Переход представления о движении в реальное выполнение этого движения называется:
А) мышечная активация
Б) идеомоторный акт
В) соматизация представления
Г) моторное отражение

47. «Поисковая активность» - это:
А) целенаправленный поиск условий, вызывающих удовольствие
Б) поведение, направленное на изменение наличной ситуации при отсутствии определенного прогноза результатов и постоянном учете степени эффективности поведения
В) интенсивная реакция избегания
Г) латеральные движения глаз в операциях следящего поиска

48. Какое утверждение правильно описывает понятие «интенция»:
А) направленность негативных эмоций на себя
Б) характеристика мышления человека интровертированного типа
В) эмоциональное сужение поля внимания
Г) направленность сознания/мышления на какой-либо объект

49. Психологическим новообразованием в дошкольном возрасте является:
А) ролевая игра
Б) произвольность поведения
В) освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми

50. Что представляют собой эмоции?
А) физиологические реакции
Б) мимическое выражение
В) субъективные переживания
Г) все перечисленное

51. Границы социальной зоны общения составляют:
А) от 1,5 м до 2 м
Б) от 2 м до 3 м
В) от 1,5 м до 3 м
Г) свыше 3 м

52. Сколько эмоций человек может испытывать (переживать) в одно и то же время:
А) одну
Б) как одну, так и несколько
В) две и более
Г) несколько, но одинаковых по знаку

53. Для гипертимной акцентуации характера характерны:
А) чрезмерно приподнятое настроение, энергичность, самостоятельность, игнорирование наказаний
Б) высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности общительность
В) выраженное стремление добиваться своих целей любой ценой, постоянно находиться в центре внимания
Г) повышенная раздражительность, несдержанность

54. Экспрессивная функция эмоций заключается:
А) в наличии выразительных движений, сопровождающих эмоции
Б) в системе сигналов о том, что важно для организма
В) в обмене информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг

55. Проприоцептивные ощущения:
А) передают информацию о положении тела в пространстве
Б) сигнализируют о состоянии внутренних процессов в организме
В) обеспечивают получение информации из внешнего мира, создают основу сознательного поведения

56. Какое из утверждений, раскрывающих понятие «эмоция», НЕВЕРНО:
А) проявляется как в субъективных переживаниях, таки в физиологических реакциях
Б) свойственна всем живым существам
В) ранее других сформировалась в филогенезе психики и формируется в онтогенезе
Г) свойственна как человеку, так и животным

57. Какой из видов мышления НАИМЕНЕЕ тесно связан с творческой деятельностью:
А) дивергентное
Б) конвергентное
В) интуитивное
Г) продуктивное

58. Стойкое и длительное переживание, порождающее неослабевающую энергию, направленную на достижение цели, называется:
А) аффект
Б) страсть
В) настроение
Г) мотив

59. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:
А) учебно-профессиональная деятельность
Б) интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности
В) трудовая деятельность, профессиональная учеба

60. Психологическая готовность к школьному обучению определяется (укажите все правильные ответы):
А) зрелостью внеситуативно-личностного общения;
Б) возрастной уровень умственного развития;
В) мотивационная познавательная готовность

61. Интуитивное мышление:
А) подчиняется аффективным потребностям
Б) направлено на создание новых идей
В) характеризуется наличием четко выраженных этапов
Г) ориентировано на выявление недостатков в идеях
Д) характеризуется минимальной степенью осознанности
Е) регулируется логическими законами

62. Чему равен IQ (коэффициент интеллекта) десятилетнего ребенка, если его умственный возраст равен четырнадцати годам:
А) 155
Б) 150
В) 145
Г) 140

63. Какое из утверждений, раскрывающих понятие «эмоция», НЕВЕРНО:
А) проявляется как в субъективных переживаниях, таки в физиологических реакциях
Б) свойственна всем живым существам
В) ранее других сформировалась в филогенезе психики и формируется в онтогенезе
Г) свойственна как человеку, так и животным

64. Слово «катарсис» как понятие о душевной разрядке в процессе сопереживания героям трагедии, позже получившее значение ”нравственное очищение”, ввел:
А) Аристотель
Б) Гален
В) Сократ
Г) Фрейд

65. Искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое 
психическое развитие определяется как:
А) ретардация
Б) асинхрония развития
В) акселерация

66. К возможным причинам психического дизонтогенеза 
относятся (укажите все правильные ответы):
А)генетические факторы
Б) экзогенно-органические факторы
В) длительное неблагоприятное воздействие микросоциально-психологического фактора

67. Состояние человека, испытывающего приступы подавленности и раздражения, часто нарушающие его отношения с окружающими, называется:
А) эутимия
Б) циклотимия
В) дисфория
Г) ажитация

68. Ребенок производит однообразные манипуляции с предметами неигрового назначения (постукивает о коробочку, размахивает веревочкой, платком и т.п.). Познавательный интерес отсутствует. В этом случае психопатологическую сущность такой игры следует определить как:
А) сверхценную игру
Б) стереотипную игру
В) навязчивую игру
Г) бредоподобную игру

69. Каков наилучший из перечисленных путь к пониманию состояния пациента:
А) проверить его интеллект
Б) выслушать его отчет
В) использовать разные техники исследования
Г) провести стандартное диагностическое интервью

70. Как правильно квалифицировать поведение больного, если в ходе беседы с психологом при вопросах на определенную тему пациент перевод разговор на что-то другое:
А) соскальзывания
Б) негативизм
В) расплывчатость мышления
Г) сопротивление
Д) вытеснение

71. Методика Дембо-Рубинштейн представляет собой:
А) тест уровня самооценки
Б) экспериментально-психологическую методику изучения свойств личности по самооценке
В) экспериментально-психологическую методику изучения самооценки

72. Умственная отсталость является:
А) парциальной психической ретардацией
Б) тотальной психической ретардацией
В) асинхронией психического развития
Г) проявлением регресса психических функций

73. Восприятие объекта/явления в отсутствие реального раздражителя:
А) воображение
Б) иллюзии
В) визуализация
Г) галлюцинации

74. Синдром определяется как:
А) совокупность определенных, взаимосвязанных между собой симптомов
Б) отдельный признак болезни
В) нозологическая форма
Г) совокупность симптомов одного уровня

75. Чрезмерное переживание реального физического недостатка с повышенным вниманием к собственной внешности следует расценить как:
А) бредовую дисморфофобию (дисморфоманию)
Б) сверхценную дисморфофобию
В) навязчивую дисморфофобию

76. Суть «эффекта Б.В.Зейгарник» заключается в следующем:
А) лучше всего запоминаются и воспроизводятся завершенные действия
Б) лучше всего запоминаются и воспроизводятся незавершенные действия
В) прямая значимая корреляция степени неопределенности ситуации и тревоги

77. В связи с принятым «модным» воззрением на полноту у девочки-подростка возникает страх излишней полноты, который приводит к длительному голоданию. Это состояние следует оценить как:
А) навязчивую анорексию
Б) бредовую анорексию
В) сверхценную анорексию

78. Длительное (недели и более) расстройство настроения с подавленностью, грустью, жалобами на скуку, капризностью, плаксивостью, двигательной заторможенностью, снижением аппетита и нарушением сна, общим недомоганием, жалобами на боли при отсутствии соматического заболевания следует расценить как:
А) астенический синдром
Б) неврозоподобных синдром
В) фобический синдром
Г) депрессивный синдром

79. В каком возрасте тревожное расстройство НАИМЕНЕЕ вероятно:
А) 2 года
Б) 7 лет
В) 18 лет
Г) 45 лет
Д) 75 лет

80. Дереализация – это:
А) утрата ориентировки в реальности
Б) вариант бреда двойника
В) склонность к уходу от реальности в мечты и фантазии
Г) психопатологическое состояние, характеризующееся отчуждением переживания реального мира

81. К ритуалам относят:
А) навязчивые движения, склонные к повторению учащенное мигание, нахмуривание, подергивание плечами и т.п.
Б) комплексы навязчивых движений, осуществляемых в строго определенной последовательности и складывающиеся в более или менее сложные поступки
В) зафиксированные привычные действия

82. Ипохондрия – это:
А) немотивированная уверенность в наличии тяжелого заболевания
Б) паническая реакция на имеющееся заболевание
В) чрезмерный страх за свое здоровье, сосредоточение пристального внимания на нем, склонность приписывать себе болезни

83. Заикание на процесс созревания личности ребенка:
А) не влияет
Б) задерживает развитие локомоторных и артикуляционных функций
В) ограничивает развитие социальной адаптации личности в сфере контактов

84. Расстройства влечений характерны для:
А) детей раннего возраста
Б) детей дошкольного возраста
В) детей младшего школьного возраста
Г) подростков

85. Мнимые видения животных, насекомых, страшных людей со всеми признаками для больного живых существ являются:
А) истинными галлюцинациями
Б) псевдогаллюцинациями
В) вербальными иллюзиями

86. Валидность – это:
А) способность теста определять меру дефекта
Б) характеристика единства способов использования теста
В) показатель того, что тест измеряет то, для измерения чего предназначен
Г) мера вероятности получения ошибочных результатов

87. Суждение – это:
А) одна из форм мышления, которая характеризуется выводом заключения или следствием из нескольких суждений
Б) такая связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений получается новое, извлекаемое из содержания исходных понятий
В) отражение общих, существенных и специфических признаков предметов и явлений
Г) формирование новых суждений на основании преобразования уже имеющихся
Д) отражение связей между предметами и явлениями действительности или между свойствами и признаками

88. Какое из приводимых понятий описывает сущность научного метода:
А) субъективность
Б) объективность
В) спецификация
Г) истинность

89. Понятие «зона ближайшего развития», согласно Л.С.Выготскому, это:
А) те психические функции и свойства, развитие которых ожидается на ближайшем этапе
Б) количественная мера прогресса умственного развития в случае успешного лечения
В) потенциальные возможности ребенка, не выявляемые им самостоятельно, но реализующиеся при помощи взрослого

90. Какое из суждений о влиянии фона (тихая музыка, шум дождя и т.п.) на заучивание и воспроизведение материала верно:
А) фон, на котором происходило заучивание, содействует концентрации внимания на воспроизведении материала
Б) воспроизведение эффективнее, если осуществляется на том же фоне, на котором происходило заучивание
В) воспроизведение эффективнее, если фон, на котором воспроизводится материал, отличен от того, на котором он заучивался

91. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является:
А) ролевая игра
Б) произвольность поведения
В) освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми

92. У больного галлюцинации возникают в связи с конкретным устрашающим переживанием (испугом определенным объектом), отражают в содержании переживаний перенесенный испуг, возникают остро и оказываются обратимыми. Это:
А) галлюцинации при шизофрении
Б) психогенные галлюцинации
В) галлюцинации при органическом заболевании головного мозга

93. Приписывание вещам и явлениям характеристик, не представленных в поле восприятия, называется:
А) атрибуция
Б) экстраполяция
В) генерализация
Г) артефакт

94. Способность и процесс предвидения развития событий, явлений, результатов действий называется:
А) апперцепция
Б) апрозексия
В)пререквизиция
Г) антиципация

95. Референтная группа – это:
А) группа, выполняющая функцию активного оценивания индивиду
Б) условная группа, служащая для индивида эталоном идеального «Я»
В) группа, от отношения которой к индивиду прямо зависит его самооценка
Г) реальная и условная общность, на нормы, мнения, ценности и оценки которой индивид ориентируется в поведении и самооценке

96. Психопатологическому понятию «синдром» в психологии соответствует понятие:
А) комплекс
Б) новообразование
В) расстройство

97. Какое из утверждений является верным:
А) эмоции и чувства – одно и тоже явление, называемое разными словами
Б) эмоции присущи животным, чувства – человеку
В) чувства невозможны без участия эмоций

98. В психологии под «полем» понимается:
А) совокупность наличных внешних раздражителей и стимулов
Б) совокупность переживаемых субъектом актуальных (здесь – и- теперь) побудителей его активности
В) совокупность отношений, в которые включен субъект
Г) совокупность внешних условий, определяющих неадекватное поведение

99. Таблицы Шульте предназначены для исследования объема внимания, а таблицы Шульте-Горбова для исследования:
А) устойчивости внимания
Б) переключаемости внимания
В) концентрации внимания

100. Шкала Стенфорд-Бине используется для оценки интеллекта у:
А) детей от пяти до десяти лет
Б) детей в возрасте от пяти до двенадцати лет
В) подростков
Г) взрослых

Музыкальная пауза для тех, кто успешно прошёл тест.
IOWA - 140



Тестовое задание по специальности “Клиническая психология (детская)”. Вариант 1
Тестовое задание по специальности “Клиническая психология (детская)”. Вариант 2
Тестовое задание по специальности “Клиническая психология (детская)”. Вариант 3
Тестовое задание по специальности “Клиническая психология (детская)”. Вариант 4
Тестовое задание по специальности “Клиническая психология (детская)”. Вариант 5

2 комментария:

  1. Добрый день. А вариант 4 и 5 не открываются?

    ОтветитьУдалить