воскресенье, 11 декабря 2016 г.

Психолог Елена Лоза. Сенсорная комната в образовательной школе.


В районном центре Яковлевского района Белгородской области - городе Строитель оборудованы, как минимум, три сенсорных комнаты. 

Пользуясь случаем, я побывал в одной из них, что расположена в средней образовательной школе №2 и познакомился с её хозяйкой - медицинским психологом Еленой ЛОЗА. 

Елена Николаевна очень обстоятельно рассказала, как она использует возможности сенсорной комнаты в свой работе школьного психолога. 

Сенсорная комната  — что это? 

Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.

Сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. 

Секрет заключается в сочетании разных стимулов. 

К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения.

Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.


Звукотерапия – воздействует на слух. 

Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). 

Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. 

Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.

Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. 

Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. 

Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. 

Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.


Ароматерапия – воздействует на обоняние. 

Приятные запахи – покой. 

Резкие запахи – возбуждение. 

Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. 

Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. 

Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. 

Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.

Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. 

Аналогично можно разделить и сами комнаты.


Релаксационная сенсорная комната. 

Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. 

В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. 

Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). 

Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.


Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.

Активационная сенсорная комната. 

Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). 

Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). 


Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. 

Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. 

Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.

Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.


Показаниями к занятиям в сенсорной комнате могут служить: 

неврозоподобные состояния, адаптационные расстройства, нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость), психосоматические заболевания, стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, мышечное напряжение, нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение), синдром гиперактивности и дефицита внимания,

ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание), задержка речевого и психомоторного развития, резидуально-органические поражения ЦНС, нарушения двигательных функций, легкие формы аутизма, энурез и энкопрез, нервный тик, заикание.


В школах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры. 

Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут.

Занятия могут проводиться как небольшими группами 2-4 человека, так и индивидуально.

Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом.

Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.



Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты - глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. 

Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.

Как рассказала психолог, от использования одного из проекционных приборов пришлось отказаться, так как проецируемые на экран визуальные эффекты негативно влияли как на учащихся, так и на преподавателей. 

А вообще, сенсорная комната вызывает настоящий восторг у школьников, в чём я лично и убедился.  

Данный материал подготовлен совместно с педагогом-психологом средней школы №2 города Строитель Белгородской области Еленой ЛОЗА, за что ей огромное спасибо. 

У Елены Николаевны накоплен большой опыт работы со школьниками в сенсорной комнате, которым она готова поделиться с коллегами.


Комментариев нет:

Отправить комментарий